Кресение. Что это такое для меня?


КРЕСЕНИЕ – традиционная техника очищения сознания. Инструмент, позволяющий убирать из сознания все чужое, болезненное или привнесенное помимо моей воли. То есть все, что делает меня не хозяйкой себе.
Это определение, которое я могу сформулировать на основе того, что мне говорили, и собственного понимания. Этой технике я училась в 1996-2000 годах на семинарах Алексея Андреева (автор книги «Мир Тропы. Очерки русской этнопсихологии»). А он, в свою очередь, учился у стариков, потомков скоморошьей артели, в селах на границе Владимирской и Суздальской областей. До этого времени, да и после, как человек, стремящийся к самосовершенствованию, я знакомилась со многими направленными на это техниками, традиционными и авторскими. Но более быстрого и действенного способа очищения сознания до сих пор еще не встретила.
Меня учили объяснять кресение другим, делать его самостоятельно. Я знаю много точных, умных слов, которыми можно удобно и понятно рассказывать о нем. Но сейчас хочу отложить их и рассмотреть то, что чувствую и думаю сама. Что же такое для меня «кресение»? Приходящие мысли и ощущения пронумеровала, чтобы разделить. Так мне показалось удобнее.

1. В нем всегда есть ощущение чуда. От того, что почти каждый раз, занимаясь им, я узнаю о себе что-то новое. Иногда совершенно неожиданное. Например, о том, как и почему думаю или действую определенным способом. Или вспоминаю какие-то истории из прошлого, которые до этого совершенно стерлись из памяти. И часть из них оказывается весьма интересной. А ведь до этого кажется, что знала о себе все.

2. Еще ощущение чуда вызывает убирание помехи. Когда до кресения чувствуешь, что положение безвыходное, что все плохо, что попала в тупик, а в результате кресения – бац – и вдруг видишь возможности, выходы, и то же самое положение дел воспринимается уже совершенно нормальным, и появляется охота жить и действовать дальше. Как будто границы пространства, в котором я думаю и чувствую, меняются и перестают тяготить и сдерживать.

3. Объяснить, как делать кресение, почти невозможно. То есть, можно и нужно объяснять правила, обучать подводящим упражнениям, показывать, как кресение делается другими (чтоб был опыт его ощущения, как состояния, со стороны). Но всегда остается один необходимый шаг до того, когда кресение получится, который человек может пройти только сам. У некоторых этот шаг получается сделать чуть ли не с первой попытки, а некоторым требуется несколько раз сперва сделать что-нибудь «не то», чтобы оно получилось.

4. Попробую описать, как мной ощущается сам процесс кресения, так сказать – изнутри. Вот, обнаружила я в себе что-то, что напрягает, от чего хочется уйти, закрыться, избавиться. И вместо того, чтобы отвлечься, не замечать, я наоборот – как бы поворачиваюсь к «врагу» лицом и делаю шаг навстречу – принимаю и направляю все внимание на свое напряжение (или боль, странность, несовершенство и т.п.). Это действие «шага навстречу» всегда требует некоторого дополнительного усилия, решимости и искреннего желания избавиться от напряга. Дальше – проще, если есть навык, то совсем легко. Удерживаясь вниманием в напряжении, я позволяю себе выпустить ту силу, которая в нем накопилась, через какое-либо физическое действие (например, через движение, звучание, писание ручкой на бумаге). И как только напряжение слабеет и уходит, стараюсь отыскать его «корешки». То, чем оно укоренилось и закрепилось в моем сознании. Зацепки, впечатления, выводы и решения. И как только эти «корешки» найдены, а еще лучше – точно названы – наступает маленькое чудо освобождения. Это ощущается так, как будто развязался узел, что-то во мне стягивавший. И резко становится свободнее, сил прибывает, и понимаешь, что то, с чем работала, совсем, вообще перестало беспокоить! Удивительно…

5. А еще в результате кресения – меняется мир вокруг. Может, на самом деле и не меняется и все дело в «игре восприятия», но вот восприниматься он точно начинает иначе. И это выражается не только в моем к нему отношении (видении), но и в совершенно реальных событиях. Например, те же, что и прежде, окружающие меня люди вдруг начинают вести себя со мною совсем иначе, чем раньше. Причем обычно – гораздо приятнее для меня. Любимые – проявляют внимание, делают то, чего я от них давно не могла дождаться. Нелюбимые – перестают беспокоить, теряют ко мне интерес или внешние обстоятельства перестают меня с ними сводить. В целом окружающие обстоятельства, впрямую от меня не зависящие, могут начать меняться к лучшему.

6. И я тоже меняюсь. Начинает получаться то, что раньше не получалось, уходят болезненные привязанности, на борьбу с которыми (или на потакание им) тратилась уйма сил, меняются привычки и способы поведения. И перечитывая старые дневниковые записи, я понимаю, что стала совсем другим человеком. И мне гораздо больше нравится быть такой, какая я теперь.

7. Еще одно положительное действие кресения, что-то вроде «побочного эффекта». За счет общего значительного повышения осознанности, я научилась тоньше чувствовать себя и больше доверять себе (а так же отличать те ощущения и мысли, которые для меня «чужие» и которым доверять не стоит).